Вопросу
выбора профиля обучения на следующий учебный год было посвящено организационное собрание в
моём 9б классе. Перед учащимися и родителями выступили школьный психолог
Отраднова С.А. и заместитель директора по УВР Саврыкина Л.Г. Присутствующие
познакомились с особенностями введения профильного обучения в ОУ, его целями,
перспективами. Продемонстрированы учебные
планы всевозможных профилей. После проведения разъяснительной работы, анкетирования
учащихся и родителей педагогическим коллективом школы будет принято решение о
введении того или иного профиля обучения.
В
соответствии с политикой Министерства образования РФ на старшей ступени
общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится
задача создания "системы специализированной подготовки (профильного
обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на
индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом
реальных потребностей рынка труда <...> отработки гибкой системы профилей
и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и
высшего профессионального образования".
Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего
подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования должны быть
созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и
дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования
доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение
тому, чтобы "знать основы главных предметов, а углубленно изучать только
те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться". Иначе говоря,
профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных
и жизненных установок большинства старшеклассников. При этом традиционную
позицию "как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы
(химию, физику, литературу, историю и т.д.)" поддерживают около четверти
старшеклассников.
К 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей
профессиональной деятельности.
Прежде всего следует разграничить понятия "профильное обучение" и
"профильная школа".
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения,
позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации
образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и
способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в
соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении
продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма
реализации этой цели. Это основная форма, однако перспективными в отдельных
случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе
выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за
стены отдельного общеобразовательного учреждения.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного
учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания
учеником индивидуальной образовательной траектории.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего
образования;
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения
старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками
индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным
категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными
склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между
общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников
школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Основная
идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что
образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и
эффективным.
Познакомиться с учебными планами различных профилей можно посмотреть на презентации, представленной ниже.
5 коммент.:
Здравствуйте, Галина Анатольевна! Прочитала статью очень внимательно ! Спасибо! Очень полезный материал. Но вот просмотрев презентацию - расстроилась. Вот уже много лет у нас в гимназии открываются социально-экономические 10 классы. Для того, чтобы попасть в них, ребята массово выбирают мой предмет. Для примера - от 36 до 68 учащихся 9 классов сдают географию. Но!!! В 10 и в 11 классе в социально-экономическом профиле мне, географу, дают только по 1 часу. Вот и задаюсь вопросом: почему в 9 классе я, а не учителя других предметов, которые потом изучаются углублённо, должна "отдуваться" за всех! А администрация объясняет это просто - географию не так много (ЕГЭ) сдают детей, как, например историю. Но вот что мешает им и в 9 классе сдавать историю? Замкнутый круг...
А как у Вас в школах? Есть ли социально-экономические классы, где по 3 часа географии в старших классах?
Лилия Павловна, здравствуйте! У нас картина похожая. Два года подряд в нашем образовательном учреждении дети выбираю социально-экономический профиль. В текущем учебном году у нас два профиля:социально-экономический и оборонно-спортивный. Одним из профильных предметов социально-экономического профиля является география. Но на его отвели ( это в праве сделать администрация ОУ при составлении учебного плана) 1 час учебного плана, остальные 2 часа ушли на усиление таких предметов как право и обществознание (так как большинство выпускников при сдаче ЕГЭ выбирают именно эти предметы, а географию выбирают 1-2 человека всего). Дети выбирают такие профили ещё потому, что они более приближены к нашему обычному классу, усиливаются только некоторые предметы.
Здравствуйте, Галина Анатольевна! А у нас будет один из профилей химико-биологический, а социально-экономического на следующий год не будет. Я надеялась, что в ходе родительского собрания что-то изменится, но... Так что будем "браться" за новую работу ))))
Светлана Анатольевна, здравствуйте! По итогам анкетирования химико-биологический профиль выбрали единицы. Наибольшее количество человек выбрали социально-экономический профиль.Может быт и к лучшему,что в разных школах района будут различные профили. Вам удачи и терпения!!!
Отправить комментарий