среда, 15 января 2014 г.

О своём будущем мы должны думать заранее...

Вопросу выбора профиля обучения на следующий учебный год  было посвящено организационное собрание в моём 9б классе. Перед учащимися и родителями выступили школьный психолог Отраднова С.А. и заместитель директора по УВР Саврыкина Л.Г. Присутствующие познакомились с особенностями введения профильного обучения в ОУ, его целями, перспективами.  Продемонстрированы учебные планы всевозможных профилей. После проведения разъяснительной работы, анкетирования учащихся и родителей педагогическим коллективом школы будет принято решение о введении того или иного профиля обучения.
В соответствии с политикой Министерства образования РФ на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания "системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда <...> отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования".
Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы "знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться". Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. При этом традиционную позицию "как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы (химию, физику, литературу, историю и т.д.)" поддерживают около четверти старшеклассников.
К 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности.
Прежде всего следует разграничить понятия "профильное обучение" и "профильная школа".
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Познакомиться с учебными планами различных профилей можно посмотреть на презентации, представленной ниже.

5 коммент.:

Лилия Павловна Казанцева комментирует...

Здравствуйте, Галина Анатольевна! Прочитала статью очень внимательно ! Спасибо! Очень полезный материал. Но вот просмотрев презентацию - расстроилась. Вот уже много лет у нас в гимназии открываются социально-экономические 10 классы. Для того, чтобы попасть в них, ребята массово выбирают мой предмет. Для примера - от 36 до 68 учащихся 9 классов сдают географию. Но!!! В 10 и в 11 классе в социально-экономическом профиле мне, географу, дают только по 1 часу. Вот и задаюсь вопросом: почему в 9 классе я, а не учителя других предметов, которые потом изучаются углублённо, должна "отдуваться" за всех! А администрация объясняет это просто - географию не так много (ЕГЭ) сдают детей, как, например историю. Но вот что мешает им и в 9 классе сдавать историю? Замкнутый круг...

Лилия Павловна Казанцева комментирует...

А как у Вас в школах? Есть ли социально-экономические классы, где по 3 часа географии в старших классах?

Галина Малунова комментирует...

Лилия Павловна, здравствуйте! У нас картина похожая. Два года подряд в нашем образовательном учреждении дети выбираю социально-экономический профиль. В текущем учебном году у нас два профиля:социально-экономический и оборонно-спортивный. Одним из профильных предметов социально-экономического профиля является география. Но на его отвели ( это в праве сделать администрация ОУ при составлении учебного плана) 1 час учебного плана, остальные 2 часа ушли на усиление таких предметов как право и обществознание (так как большинство выпускников при сдаче ЕГЭ выбирают именно эти предметы, а географию выбирают 1-2 человека всего). Дети выбирают такие профили ещё потому, что они более приближены к нашему обычному классу, усиливаются только некоторые предметы.

Светлана комментирует...

Здравствуйте, Галина Анатольевна! А у нас будет один из профилей химико-биологический, а социально-экономического на следующий год не будет. Я надеялась, что в ходе родительского собрания что-то изменится, но... Так что будем "браться" за новую работу ))))

Галина Малунова комментирует...

Светлана Анатольевна, здравствуйте! По итогам анкетирования химико-биологический профиль выбрали единицы. Наибольшее количество человек выбрали социально-экономический профиль.Может быт и к лучшему,что в разных школах района будут различные профили. Вам удачи и терпения!!!

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

счётчик посещений блога

счетчик посещений
Сейчас на сайте:

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ЗАГРУЗКА ФАЙЛОВ
Ваше имя
Обратный e-mail
Класс
Сообщение
Загружаемый файл
Число на картинке